Перейти к записям
Окт 16 / Алексей Большанин

Алексей Большанин — автор и администратор сайта.

ШКОЛА МОЕЙ ЖИЗНИ

(Из предисловия к первой моей книге «От пустоты к наполненности жизни»)

Здесь я хочу коротко рассказать о встречах с людьми, без которых не было бы ни меня, как автора этих строк, ни книги, которую Вы держите в руках. Это и мои учителя, и друзья, и клиенты, и все окружающие люди, которые оказали и продолжают оказывать влияние на личностное и профессиональное мое становление и являются поэтому полноправными моими соавторами. Безусловно, в небольшой статье невозможно даже просто упомянуть всех. И хотя в ней я расскажу только о самых значимых Встречах своей жизни, мои благодарности, адресованные представленным здесь людям, примите, пожалуйста, и все остальные, с кем сводила нас жизнь.
Прежде всего, конечно, не было бы меня без моих родителей — Юрия Борисовича и Татьяны Федоровны. Папа и мама, спасибо вам не только за жизнь, но и за то, что научили меня самостоятельности, настойчивости и ответственности. А самая большая моя благодарность родителям — за подаренное нам с сестрой по-настоящему счастливое детство! И в этом я с каждым годом убеждаюсь все крепче, встречаясь с многочисленными психотравмами клиентов, с жалобами на тяжелое их детство и преступления родителей.
Здесь нужно сделать небольшое отступление, и хотя бы в двух словах сказать о себе, о своем детстве и юности.
«Нетрудоспособен в обычных условиях производства. Нуждается в постоянном постороннем уходе. Может работать в особых условиях» — это выдержка из моей справки ВТЭК , которой меня осчастливили по случаю моего совершеннолетия. Справка пожизненная, поскольку у меня врожденные проблемы со зрением, и она свидетельствует о том, что я — инвалид первой группы. А посему, мне было «предначертано» довольно скромное место в жизни и еще более скромный круг занятий, ограниченных физическими возможностями моего здоровья. «Инвалиды первой группы дома сидят, а не в университетах учатся!» — заявил мне когда-то доблестный представитель российской милиции. И он честно и открыто озвучил мнение подавляющего большинства наших соотечественников, которые, следуя принципам гуманности и толерантности, об этом не говорят, но думают точно так же. Более того, вся система нашего специального образования построена на базе этих же умалчиваемых, но непререкаемых «истин». Поэтому годы обучения в средней специальной школе для слепых и слабовидящих детей, а затем в специальном же медицинском училище стали первой «школой выживания» для меня как личности. Пятнадцать лет противостояния навязываемым стереотипам жизни и деятельности инвалидов, отстаивания права на самоопределение и отказ от «ограничений возможностей своего здоровья» увенчались первой моей значимой жизненной победой: мне удалось-таки вырваться из порочного круга инвалидного бытия и выбрать свой собственный жизненный путь, приведший меня к Вам, уважаемый мой читатель!
Следующим классом в школе моей жизни стал Ростовский государственный университет, куда я поступил при поддержке и человеческом участии Джанерьян Светланы Тиграновны . Светлана Тиграновна, большое Вам спасибо и низкий поклон за то, что поверили в меня и поддержали при поступлении, за пример увлеченности, глубокого знания своего предмета и феноменального умения поделиться ими со студентами. Особую благодарность хочу выразить Фадееву Виктору Ивановичу , своему научному руководителю, открывшему мне творчество Виктора Франкла и, через него, гуманистические горизонты экзистенциальной психологии. Кроме этого, Виктор Иванович научил меня работать с текстами, читать не то, что написано в книге, а понимать — кто и о чем написал. Ну, а благодаря многостороннему и глубокому общению с уникальными, интереснейшими ребятами, соседями по студенческому общежитию, я не только обрел истинное высшее образование, но и окончательно отстроился от опустошающих жизненных сценариев инвалидности, ограниченности и бесперспективности, культивировавшихся в системе специального образования.
Первым классом профессионального моего обучения, несомненно, стал молодежный телефон доверия, где в течение четырех лет я проработал консультантом-волонтером службы экстренной психологической помощи. А первыми учителями по практическому психологическому консультированию стали Сидоров Александр Витальевич и Медея Тиктопуло . Александр Витальевич стал для меня первым примером искренности, уверенности и верности своим принципам и ценностям в работе психолога-консультанта, базовых качеств любого специалиста по кризисным ситуациям. А Медее я безмерно благодарен, во-первых, за ее согласие вступить в профессиональные отношения, несмотря на опыт прежнего неформального нашего с ней общения. Во-вторых, за привитое и взращенное чувство профессионализма. Профессионализм для меня, во-первых, это интерес и уважение и к клиентам, и к своей профессии. Во-вторых, стремление к качественному, добросовестному выполнению взятых на себя обязательств перед абонентом или клиентом. В-третьих, уважение к этическим нормам консультирования и, главное, неукоснительное следование им в своей работе. И, наконец, постоянное профессиональное и личностное развитие.
Таким образом, именно на телефоне доверия я стал психологом-консультантом. Более того, четырехлетний опыт работы на кризисной линии в русле психологии глубинного общения Дж. Бьюдженталя определил мой дальнейший профессиональный путь в экзистенциальную терапию. Однако самым ценным приобретением в этой школе для меня стали новые знакомства в среде добрых, неравнодушных, отзывчивых и активных людей. Наиболее дорогими из них я считаю знакомство с Ириной Ивановной Власенко и Верой Дмитренко . Ирина Ивановна, вы стали для меня примером доброты, душевной теплоты, мудрости и принятия природы человеческой. Кроме этого, большое Вам спасибо за интерес, поддержку и практическую помощь в подготовке этой книги. Вера, впоследствии, стала мне близким другом, коллегой и соратником по работе в Международном институте экзистенциального консультирования . Царствие тебе, Вера, Небесное и вечная светлая память!
Продолжается же становление меня как экзистенциального терапевта в стенах Международной школы экзистенциального консультирования (в дальнейшем МИЭК), которую я окончил в 2009 году. С тех пор и по настоящий момент тружусь здесь на преподавательском поприще. Кроме того, популяризирую экзистенциальную традицию на просторах Украины и России. Именно в МИЭК произошли самые значимые встречи моей жизни: с Есельсоном Семеном Борисовичем , Алексейчиком Александром Ефимовичем , Миккин Галиной , Гнездиловым Андреем Владимировичем , ван Дорцен Эмми , с моей женой Еленой, а также с большим количеством дорогих и интересных мне людей, со многими из которых мы стали настоящими друзьями. Одно лишь перечисление значимых людей, пришедших в мою жизнь через МИЭК, займет немало времени. Но есть среди них и те, кому я не могу не выразить персонального почтения и благодарности.
Прежде всего, Семен Борисович, Вы стали для меня первым настоящим Учителем, именно в беседах с Вами, в обсуждениях программы обучения на наших площадках зарождались и отшлифовывались идеи, легшие в основу этой книги. Спасибо Вам большое за это. Спасибо также и за науку, за Ваше ко мне доверие, а также за мягкое, но настойчивое руководство профессиональным развитием. Так же не могу не отметить благотворного участия в моей судьбе Галины Миккин. Галина, Вас я также считаю настоящим своим учителем! Именно после Вашей терапевтической группы «Надежда», где Вы как-то незаметно наставили меня на прямой путь к клиентам, я преодолел внутренний барьер и начал очную консультативную практику. Спасибо Вам большое за поддержку и мудрые советы, которые мне очень помогают и по сей день. Кроме этого, Вы показали мне пример тончайшей, ювелирной работы с клиентом, когда терапевтического эффекта можно добиться без лишнего давления и «ковыряния» в его болячках.
Коль скоро я назвался экзистенциальным консультантом и популяризатором идей экзистенциализма, а также на страницах этой книги буду утверждать значимость в нашей жизни экзистенциальных корней, постараюсь очень коротко проследить и обозначить здесь «корни» своего профессионального статуса.
Моя профессиональная «родословная» восходит к трем несомненным авторитетам современного экзистенциализма: Дж. Бьюдженталю, Р. Лэйнгу и А. Алексейчику.
Как уже говорилось, в течение четырех лет я проработал в русле психологии глубинного общения Дж. Бьюдженталя, поэтому глубоко проникся духом его экзистенциализма. А его «Наука быть живым» (Бьюдженталь, 2012) до сих пор является моей настольной книгой. Кроме этого, мне посчастливилось познакомиться и принять участие в работе семинаров его учеников: Сергея Братченко и Елены Мазур . Я хочу особо подчеркнуть преемственность описываемых школ, а не просто перечислить свои знакомства и ступени приобретения профессионального опыта — в частности, преемственность духа психологии глубинного общения.
Утверждать наследственность британской ветви экзистенциализма мне позволяет участие в нескольких семинарах Саймона Дю Плокка и Эмми ванн Дорцен, непосредственных учеников Рональда Лэйнга , а также опыт личного общения с ними. Более того, опираясь на положения социальной теории шизофрении Лэйнга и его антипсихиатрическую парадигму, в рамках учебной программы МИЭК я веду и развиваю курс «Экзистенциальная психопатология».
Если британский и американский экзистенциализм стали лишь ветвями моего профессионального генеалогического древа, стволом его является психотерапевтическая школа Александра Ефимовича Алексейчика, укорененная в русской, православной культуре. Утверждать мне это позволяет многолетнее обучение и лечение у самого Александра Ефимовича и его ближайших учеников и сподвижников: С. Есельсона, Г. Миккин, К. Ремейкиса, Р. Пятррониса, Р. Будриса и др., а также приглашение Семена Борисовича Есельсона включиться в преподавательский состав Международной школы экзистенциального консультирования, которая является прямой наследницей и последовательницей школы Алексейчика. Сам Александр Ефимович возводит свою профессиональную родословную к Е. Блейлеру, через Антанаса Смальстиса, «не столько первого, сколько первейшего психиатра независимой, досоветской Литвы». Среди других своих учителей он отмечает: Наполеонаса Индрашюса, Марка Бурно, Владимира Мурзенко, Курта Хека, Стефана Ледера, Станислава Кратохвила и Вольфганга Кречмера. Духовными же своими учителями Александр Ефимович считает Митрополита Антония Сурожского, В. Розанова, Н. Бердяева, Л. Шестова и др. (Алексейчик, 2008).
Последним на данный момент классом школы моей жизни является молодая семья, а учителями — любимая жена Елена и счастье всей жизни — дочь Надежда. Спасибо вам, мои дорогие, за вдохновение на сей книготворческий подвиг, за терпение моего несносного характера, за веру в меня, поддержку и за вашу любовь! И, если в предшествующих «классах» я научился противостоять общественному мнению, стереотипам, жизненным сценариям, а также нашествию иных поработителей и опустошителей душ человеческих, отстаивать свою правду, то в этом мне предстоит научиться гибкости, смирению, терпению и мудрости — пожалуй, эти уроки будут длиться всю жизнь.

Оставить комментарий

Вы должны быть войти под своим именем чтобы оставить комментарий.