ПРЕДВЗЯТОЕ МНЕНИЕ О КОРРЕКЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Низкий уровень когнитивной сложности выпускников спецшкол для слепых и слабовидящих детей как проблема социально-психологической адаптации их в высшей школе
(Доклад на международной конференции «Профессиональное образование лиц с нарушением зрения». Москва, ноябрь 2003.)
I. В последние годы всё большую актуальность приобретает факт низкого уровня когнитивной сложности выпускников спецшкол для слепых и слабовидящих детей, что является не только проблемой их социально-психологической адаптации в высшей школе, но и причиной отказа большинства старшеклассников от стремления к приобретению высшего образования.
Во-первых, необходимо уточнить, что рассматриваемая здесь проблема наиболее остро встаёт перед выпускниками поступающими, преимущественно, на гуманитарные факультеты: юридические, философские, психологические, исторические и т. д., абитуриенты которых должны достаточно легко ориентироваться не только в вопросах профилирующей области знаний, но и в других, не имеющих специфической для данного факультета значимости областях науки, искусства, культуры.
Во вторых, хотелось бы отметить, что уровень когнитивной сложности приобретает всё большее значение при поступлении в вузы и становится проблемой для выпускников наших школ лишь в последние годы. Низкий когнитивный уровень незрячих абитуриентов становится для них проблемой, во-первых, из-за значительно возросшего в последние годы когнитивного уровня желающих получить высшее образование выпускников массовых школ. И причин тому я вижу несколько, важнейшей среди которых является смена политической системы в России. В результате демократических преобразований в нашей стране стало возможным появление целого ряда факторов, способствующих повышению когнитивной сложности, прежде всего молодёжи, среди которых хотелось бы особо подчеркнуть два, как мне кажется, важнейших из них.
Во-первых, речь здесь идёт о ставшем возможным в последнее десятилетие самообразовании согласно с индивидуальными интересами, установками, ценностными ориентациями — мировоззрением личности, а не идеологией правящей партии. Оно стало возможным в результате того, что сегодня мы имеем широкий, практически не ограниченный доступ к богатейшему наследию мировой культуры: искусство, литература, разнообразные школы и направления научной мысли и т. д., скрываемому в эпоху «строительства коммунизма» и «развитого социализма» от советских людей «железным занавесом». Вследствие чего, в те годы, широта интересов человека, разносторонность его знаний были ограничены известными рамками. Если же интересы, стремления, общий багаж знаний человека не укладывались или превышали формат марксистско — ленинской философии, то этот человек либо исключался из вуза или вообще туда не допускался, либо старался скрыть действительный уровень своих знаний от окружающих. Основываясь на этом факте, с большей или меньшей степенью вероятности, можно предположить, что раньше рассматриваемая проблема не была столь актуальной, т. к. уровень когнитивной сложности студентов и абитуриентов был более или менее равен, поскольку был стандартизирован господствующей идеологией.
Вторым значительным фактором, позволившим повысить уровень когнитивной сложности старшеклассников является тот факт, что за последние годы в нашей стране было открыто и открывается множество разнообразных (как частных, так и государственных) школ-лицеев, гимназий, спецшкол с углубленным курсом начальной профподготовки.. Главное отличие от всех остальных общеобразовательных школ состоит в том, что учебные программы этих учреждений составлены таким образом, чтобы создать для ребёнка наиболее благоприятные условия не только для получения среднего образования, но и подготовить его к дальнейшему обучению в высшей школе. Именно с этой целью в этих заведениях применяется лекционно — семинарская методика обучения, система рефератов и зачётов, увеличено количество гуманитарных дисциплин и различных факультативных занятий, а также предъявляются более высокие требования к профессиональному уровню преподавательского состава. Все выше указанные мероприятия дают школьникам возможность получить более широкое образование и быть хорошо подготовленными к поступлению в престижные вузы.
II. Второй важнейшей причиной, по сути и делающей низкий уровень когнитивной сложности наших выпускников проблемой их социально-психологической адаптации при поступлении и особенно в первые месяцы обучения в вузе, является, так называемый комплекс неполноценности, который создает дополнительные, психологические трудности для начинающего студента, а также играет решающую роль при выборе своего дальнейшего жизненного пути по окончании школы.
Здесь я считаю необходимым отметить, что последний тезис признаю вопросом дискуссионным, ввиду того, что некоторые исследователи данной проблемы, а также многие незрячие утверждают, что комплекс неполноценности может быть преодолён до его полной ликвидации. Но, несмотря на все эти утверждения, я всё же придерживаюсь (и отсюда вытекают все дальнейшие предположения) иной, классической точки зрения психоанализа, отталкиваясь от которой можно говорить лишь о преодолении комплекса неполноценности путём его вытеснения в сферу бессознательного. И этому я вижу несколько доказательств.
Из-за ограниченного объёма доклада приведу здесь вкратце только три, на мой взгляд, важнейших фактора, подкрепляющих в процессе жизнедеятельности человека даже вытесненный комплекс неполноценности:
1) Чисто психологический фактор подкрепления, возникающий в связи с осознанием инвалидом по зрению невозможности использования всех, имеющихся в распоряжении остальных людей, средств. Правда, в последнее время, этот фактор с каждым годом становится всё менее значительным в связи с тем, что всё больше незрячих людей получают возможность использования различной тифло-техники и компьютера, значительно облегчающих практическое решение многих задач.
2) Социально-психологический фактор. Наибольшую остроту приобретает в момент перехода человека из привычного круга общения с подобными ему людьми в иную, кардинально отличающуюся от прежней, сферу межличностных отношений. Более значительное влияние этот фактор оказывает на слабовидящих, нежели на тотально слепых. Зрячему человеку, зачастую, довольно сложно понять степень ограниченности зрительных возможностей слабовидящего, что часто ставит последнего в неловкое положение и принимает характер подкрепляющего комплекс неполноценности действия.
3) Это также фактор социальной природы. Суть его состоит в том, что в настоящее время, инвалиды всех категорий противопоставляются государством и обществом остальным представителям данного общества, как социально менее защищённый, и требующий постоянной опеки и заботы с их стороны слой населения (различные льготы, пособия и т. д.). Я ни в коей мере не считаю указанное положение явлением отрицательным, но, в то же время, нельзя отрицать и того, что существующая в настоящее время в нашей стране социальная политика государства, наряду со всеми, несомненно положительными её аспектами, является значительным, оказывающим постоянное влияние на формирование и дальнейшее развитие психики инвалида фактором, указывающим человеку на протяжении всей его жизни на его особое место в обществе, на его неполноценность.
Все выше перечисленные, и, прежде всего, последний фактор даёт право утверждать факт невозможности полной ликвидации комплекса неполноценности.
В результате вытеснения комплекса неполноценности в подсознание он, теряя ряд внешних проявлений, человеком больше не осознаётся, но тем не менее сохраняет за собой более или менее доминирующее влияние на адекватность самооценки личности, которая, как правило, резко занижается в первые же дни или недели обучения. Связано это, в первую очередь, с осознанием студентом отличия его когнитивного уровня от большинства сокурсников.
Происходит это прежде всего в сфере неформального общения, где до сих пор, хотя и в значительно меньшей степени, играет известную роль возрастной фактор. Речь здесь идёт о том, что, окончив школу в девятнадцати — двадцатилетнем возрасте, незрячий студент оказывается на три — четыре года старше большинства своих сокурсников. Этот факт приобретает определённое значение во время возникающих в процессе общения конфликтных ситуаций или споров, когда, преимущественно, и происходит отчётливое проявление когнитивной дифференцированности. Именно в этот момент и происходит оценка личностью её действительного уровня когнитивной сложности. Происходит осознание отсутствия, какого бы то ни было преимущества, в когнитивном плане, над младшими товарищами, а, подчас, и значительного отставания от них.
III. Следующим фактором, делающим низкий уровень когнитивной сложности проблемой для незрячего студента, является факт появления у него, в связи с выше отмеченными причинами, некоторых нюансов поведения, имеющих различное внешнее выражение, но являющихся, по сути, проявлением одного и того же явления — заниженной самооценки.
1) Непосредственное проявление заниженной самооценки. Характеризуется снижением активности в познавательной деятельности, что приводит к ухудшению успеваемости, оправдываемому отсутствием надлежащих способностей, а в крайних случаях, формированием негативного отношения к учебному процессу, что оканчивается в таких случаях уходом данного студента из вуза.
2) Желание субъекта предъявить себя окружающим более осведомлённым и эрудированным чем в действительности. Это довольно быстро вскрывается окружающими и приводит не к ожидаемому, а к прямо противоположному эффекту. В результате этого у окружающих возникает адекватное такому поведению отношение к данному субъекту, что становится для него в дальнейшем дополнительной, психологической трудностью не только при обучении, но и в общении с непосредственно окружающими его людьми.
3) К счастью, очень редко, но всё же встречающийся тип «студентов», спекулирующих своей инвалидностью и считающих свой недуг достаточным аргументом для достижения положительных результатов в учёбе. Такие индивиды не считают нужным проявление какой бы то ни было активности в учёбе, и, тем не менее, некоторым из них даже удаётся таким образом окончить вуз и получить диплом. Проблемой в данном случае становится тот факт, что у преподавательского состава вуза, в котором обучался подобный «студент», формируется предвзятое (негативное) отношение к незрячим, что может стать препятствием для слепых, желающих поступить в тот же вуз.
Здесь нужно отметить, что указанные явления далеко не всегда имеют внешнее проявление. В основном они переживаются субъективно, но несмотря на это, являются немаловажным фактором, значительно затрудняющим процесс социально-психологической адаптации незрячих студентов в вузах.
Таким образом, основываясь на выше приведённых, выводах, можно с достаточной уверенностью утверждать, что низкий уровень когнитивной сложности выпускников спецшкол для слепых и слабовидящих, являясь причиной формирования заниженной самооценки, становится для них проблемой, если не мешающей непосредственно учебному процессу, то являющейся дополнительным стрессором, оказывающим негативное (угнетающее) воздействие на психику молодого человека, которого можно было бы и избежать!
Заключение
Итак, основываясь на вышеприведенных данных можно утверждать, что для обеспечения благоприятных условий социально-психологической адаптации незрячих абитуриентов к бытовым и социальным особенностям высшей школы прежде всего необходимо пересмотреть систему отношений общества к инвалидам вообще, и к слепым в частности. В первую очередь это касается системы образования. Ведь современная концепция начального образования слепых до сих пор базируется на «незыблемых», но давно устаревших догматах теории А.Г. Литвака, утверждающей безусловное отставание психического развития незрячего ребенка от «нормы» и аномальность структуры и функционального аспекта его интеллектуальной деятельности.
Рамки настоящего доклада не позволяют мне углубляться в полемику с А.Г.Литваком и его сторонниками, поэтому здесь я ограничусь лишь одним контрутверждением: особенности развития психических процессов и интеллектуальной деятельности незрячего ребенка отличается от особенностей развития остальных детей не более, чем развитие «флегматика мыслительного типа» отличается от развития «холерика художественного типа». Следовательно, незрячий ребенок нуждается в индивидуальном обучении не более, чем любой другой ребенок.
В отечественной и мировой педагогике и педагогической психологии к настоящему моменту разработано множество разнообразных программ индивидуального обучения. Наиболее глубоко проработанной и реальной в современных условиях, на мой взгляд, является программа личностно-ориентированного обучения (см. работы Акимовой, Мелик-пашаева, Якиманскоя и др.).
Безусловно, внедрение любой новой образовательной программы требует немалых как материальных, так и социо — культурных затрат, поскольку любая программа индивидуального обучения требует профессионализма, высокой квалификации и незаурядных, чисто человеческих, качеств преподавателей (см. «Перспективы личностно-ориентированного обучения в авторитарной системе образования»). Более того, это потребует кардинального изменения отношения к «инвалидам» и их возможностям. И, коль скоро в нашей стране прочно и очень надолго укоренился институт спецшкол для различных категорий инвалидов, почему бы не использовать все их преимущества? Ведь наши спецшколы, как ни какие другие массовые школы, отвечают требованиям любой программы индивидуального обучения к организации учебного процесса: идеальный размер класса (не более 12 – 15 человек), достаточно высокий уровень подготовки педагогических кадров и др.
Разумеется, корректировка программы образования слепых далеко не единственное условие обеспечения более благоприятных условий социально-психологической адаптации незрячих абитуриентов в высшей школе. Однако, по моему убеждению, оно является базовым, игнорирование которого не позволит полностью решить проблему социально-психологической адаптации и интеграции слепых в современное общество.
|
|
|