Перейти к записям
Мар 17 / Алексей Большанин

Даже незрячий художник может создать шедевр

В музее «Равновесие» собрана уникальная коллекция художественных работ инвалидов. Они такие разные. Классический портрет маслом, а рядом потешная собака в ботах и на коньках весело подмигивает с шелка-батика, на полочке фаянсовый мужичонка поет под гармошку, напротив — резные из дерева столпы-лесовики. Почему они вместе, кто их собрал?

«Какой божий промысел в этом ребенке?»

В двухэтажном особняке в пяти минутах ходьбы от ст. м. «Бауманская» находится уникальный музей «Равновесие», где представлены работы тех, кто, несмотря на серьезный физический недуг, смог найти в себе силы выразить радость жизни в творчестве. Здесь за каждой картиной, каждой скульптурой стоит судьба его создателя, история его возрождения.

Все работы собраны фондом «Филантроп» и размещены в Городском центре социальной интеграции фонда при содействии префектуры Центрального административного округа и правительства Москвы.

Если вы придете в этот дом, в этот Музей творчества и преодоления духа, как называют его организаторы, то вам обязательно расскажут истории жизни двух российских художников — Григория Журавлева и Лины По (Полины Михайловны Горинштейн).

Григорий Журавлев родился в XIX веке в небольшой деревеньке Самарской губернии, был третьим сыном в семье местного крестьянина, владельца столярной мастерской. Когда мальчик появился на свет, все ужаснулись: у младенца были атрофированы ручки и ножки… Рассказывают, что когда при крещении священник передавал ребенка крестному, тот не мог сдержаться и воскликнул: «Что это за ребенок, рот только один, родителям его только кормить и кормить!» А батюшка укоризненно посмотрел и ответил: «Мы не знаем, какой божий промысел в этом ребенке, может, он вырастет и вас кормить будет».

Так и получилось. Григорий стал иконописцем, получал заказы у губернатора, его иконы были у Николая II. Он писал иконы… зажав кисть в зубах. За три года он расписал храм Святой Троицы, который и сейчас находится в деревне Утевка Самарской области, работал для Самарского кафедрального собора.

А знаете ли вы, что была такая всемирно известная балерина, а затем и скульптор Полина Горинштейн (сценический псевдоним — Лина По)? Она еще до революции прославилась как успешная танцовщица, но после тяжелой болезни у нее произошел частичный паралич рук и ног, а кроме этого, балерина ослепла. Диагноз прозвучал как приговор, прошлая жизнь закончилась. Лежа в больнице, она непроизвольно вылепила языком и зубами мышку из мякиша черного хлеба. Зашедшая в палату медсестра испугала Полину Горинштейн диким криком: медсестра приняла мышь… за настоящую! В первый раз за долгие месяцы болезни Лина По улыбнулась.

Уже на следующий день медики принесли ей в палату глину для лепки, врачи удивлялись — благодаря лепке паралич потихоньку отступал… Так Лина По стала всемирно известным скульптором.

До и после

И таких потрясающих примеров из прошлого можно привести немало, и сейчас многие люди, оказавшись один на один с тяжелой болезнью, не подчиняются обстоятельствам, а сами творят свою жизнь. Работы наших современников, которые, преодолевая болезни и немощь, достигают профессиональных высот, представлены в залах музея «Равновесие».

И вновь за каждой из них — судьба, всегда удивительная, потрясающая… Юрий Валентинович Прохоров, чьи работы занимают почетное место в первом зале, долго боролся с разрушающей душу болезнью — наркоманией. Борьба шла 12 лет, он сидел в тюрьме, лежал в психиатрической клинике, мучительно, через срывы и отчаяние, шел к выздоровлению.

Что особенно интересно, в музее представлены его работы периода болезни и сегодняшние. От пугающей графики аля Босх, Дали он пришел к гармоничным картинам настроения, умиротворяющим и настраивающим на раздумье.

Смотришь на его работы до и после, и трудно понять, что это создал один и тот же человек, — настолько разные настрой, исполнение и содержание картин.
То же впечатление душевного и творческого роста остается от картин Александра Колосова, им отдан целый выставочный зал. В 47 лет он внезапно стал инвалидом, оказался прикованным к кровати, долго не мог с этим смириться, пытался встать на ноги — ломал их, снова вставал и вновь ломал. Только через три года, приняв свое нынешнее положение, он начал жить заново.

Он не был художником, рисовал только для внучки, помогая делать задания для школы.

Оказавшись один на один с болезнью, взял в руки кисть.

Первые его картины тоскливые, угловатые, мрачных тонов, а с нынешних полотен льется солнце. Это реалистичные пейзажи, светлые и очень радостные.

Творить душой

Следующий зал наполнен произведениями тотально слепых и слабовидящих художников. Это поразительно, это невозможно описать словами — оказывается, они ориентируются на холсте по выпуклым мазкам или специально нашитым узелкам, а полутона различают по консистенции, густоте краски. В результате незрячие люди создают эмоциональные, красочные полотна.

Особенно преуспели эти художники в скульптуре и прикладных работах, созданных с помощью ниток, материи и других подобных материалов.

В очередном зале собраны творения, выполненные нетрадиционным способом, например, кистью, зажатой зубами или пальцами ног… Вот небольшие батики Полины Калашниковой — юной художницы, которой в возрасте 5 лет во время операции на сердце повредили нерв. Сердце вылечили, но ходить Полина перестала. Ее мама 10 лет боролась за здоровье ребенка, а недавно девочка (сейчас ей 15 лет) встала на ноги и даже стала кататься на коньках. В музее с ее батиков смотрят солнечный клоун и бесшабашная собака радужных тонов — невозможно на них смотреть без улыбки.

Большинство работ, выставленных в этом музее, наполнены радостью, и очень трудно поверить, что писали их люди, испытывающие ежедневные, ежеминутные физические страдания. От картин и скульптур веет добротой и желанием поделиться радостью с людьми, с теми, кто в суете не замечает красоты мира, не ценит простых человеческих радостей бытия…

Из книги отзывов

«Огромное спасибо за то, что вы создали такой музей. У нас открылись глаза на наши возможности. Мы осознаем, как ничтожны наши проблемы в сравнении с тем, что пережили эти люди. Мы хотим поблагодарить художников, скульпторов, чьи произведения представлены в музее, за красоту, которую они дарят людям».
Москва, школа № 353, 11 «А»

«Потрясен силой духа автора выставленных произведений. Как можно без рук, без ног и слепым создавать такое?! Всем здоровым художникам необходимо посетить этот замечательный музей, обрести оптимизм и веру».
Художник В. Краснопевцев

«Музей учит нас преодолевать самих себя, свои привязанности, которые порой нас убивают. Спасибо создателям музея».
Инвалиды МРО «Красносельская»

Прямая речь

Елена БРЫКОВА, директор Музея творчества и преодоления «Равновесие:
— К нам очень часто приходят дети. Наш музей учит их не столько эстетике, хотя уровень представленных работ очень высок. В нашем музее мы говорим с детьми о том, что человек, лишенный чего-то в физическом плане, может продолжить развиваться творчески и нравственно, обрести себя, найти свое место в жизни и быть счастливым…

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ

А вам приходилось встречать в жизни таких людей?

Инна СВЯТЕНКО, депутат Мосгордумы:
— Я встречала таких людей. И считаю, если человек находит свою нишу в той или иной деятельности, будь то творчество, спорт или другое занятие, причем неважно, какими физическими недугами он страдает, он живет полноценной жизнью.

Наталья Козырева

Источник: Газета «Вечерняя Москва»

Статья взята с сайта dislife.ru

Оставить комментарий

Вы должны быть войти под своим именем чтобы оставить комментарий.