Алисия Алонсо (Alisia Alonso, 1921)
Танцуя в темноте. Алисия Алонсо
«Кубе повезло обладать тобой, принадлежащей миру и уже бессмертной в истории нашего великого искусства», — сказал об Алисии Алонсо в далеком 1966 году английский критик Арнольд Хаскел. В следующем году несравненная Алонсо, блестящая балерина и создательница Кубинского Национального балета, отметит свой 90-летний юбилей. Вся ее жизнь — это пример победы силы воли над обстоятельствами, победы духа над бренностью тела. Ведь в течение многих лет этой женщине приходилось бороться с тяжелым недугом, который, казалось бы, делал танцевальную карьеру невозможной. Однако Алонсо сумела доказать обратное.
Алисия Мартинес дель Ойо появилась на свет в Гаване, в 1921 году. Она была пятым по счету ребенком в семье военного офицера. С раннего детства девочка обожала танцевать. «Я всегда была балериной, — рассказывала сама Алонсо. — В детстве, чтобы заставить меня угомониться, был только один способ — запереть в комнате, где играет музыка. И все знали, что я ничего не натворю там, потому что я танцую. В то время я еще не знала, что такое балет. Делая разные движения, я воспроизводила в танце то, что чувствовала».
У семьи была возможность дать детям приличное образование, а потому в 9 лет девочку отдали в частную балетную школу русского балетмейстера Николая Яворского. С первого же урока она поняла, что именно балет станет смыслом ее жизни. А в 12 лет Алисия в первый раз вышла на сцену. Вскоре семья в полном составе переехала в США. Там девочка продолжила свое образование в школе Вильтзака-Шоллар и в школе американского балета.
В 1938 году Алисия дебютировала на Бродвее, а в 1940 году кубинская балерина поступила в Американский театр балета Нью-Йорка.
Но у балерины были другие мечты — она хотела создать национальный балет на родной Кубе, которой по-прежнему принадлежало ее сердце.
На родине Алонсо не существовало ни собственных балетных традиций, ни подходящей сцены. В мире не было известно ни одной кубинской балерины, да и народ не слишком-то был знаком с данным видом искусства. Однако Алисия рвалась в бой.
К тому времени она уже носила фамилия Алонсо. Еще в начале сценической карьеры, в 15 лет Алисия вышла замуж за своего танцевального партнера — кубинского танцовщика и преподавателя балетного искусства Фернандо Алонсо. В 1948 году супруги вернулись на цветущий остров и организовывали свою школу танца. Потом из этого предприятия вырастет Национальный балет Кубы. Но пока их ожидали трудности и препятствия.
Страной правил диктатор Фульхенсио Батиста, который относился к Алисии Алонсо без особой симпатии. Во-первых, балерина выступала с открытой критикой диктатора и его политики. По слухам, в свое время ей даже предлагали сделку — 500 долларов ежемесячно за молчание. Во-вторых, диктатор считал, что артисты и интеллигенция, симпатизирующие левому крылу, — вообще ненадежная публика. Все кончилось тем, что правительство прекратило финансовую поддержку Национального балета, которая и прежде была не щедрой. Алонсо пришлось во второй раз уехать с Кубы. Ее сценическая карьера в Американском театре балета шла в гору… Блестящие партии Жизель, Одетты-Одиллии, Сванильды, Терпсихоры. Она гастролировала по США, Европе…
Осуществление мечты своей жизни Алонсо удалось начать в 1959 году, когда на Кубе победила революция и к власти пришел Фидель Кастро, который как раз был весьма заинтересован в создании Национального балета. Он сразу же попросил Алисию вернуться домой. Мало того, кубинский лидер выделил 200 тысяч долларов — немалую по тем временам сумму — на развитие национального балета.
Свою мечту Алисия Алонсо воплощала с огромной энергией и энтузиазмом. Она искала танцоров по всей стране, не смущаясь, что у многих из них нет хореографического образования. Во-первых, кубинцы вообще весьма пластичны, а во-вторых, Алонсо решила, что Национальный балет должен соединить в себе классический и народный танец. Алонсо также стала внедрять идеи психобалета.
Дело в том, что сама она весьма глубоко работала над своими ролями — вплоть до того, что во время подготовки к «Жизели», чтобы лучше воплотить сцену сумасшествия, балерина посещала психиатрический госпиталь, где много беседовала с врачами и наблюдала за больными. Тогда же она и задумалась о том, что балет может быть использован в качестве терапевтического средства для лечения эпилептиков, астматиков, людей с физическими недостатками.
Похоже, балет имел воистину лечебное воздействие и на саму Алонсо. Ведь еще в 19 лет у нее начались серьезные проблемы со зрением. Тогда ей сделали первую операцию на глаза.
С годами зрение будет ухудшаться, и Алонсо предстояли все новые и новые операции.
Впоследствии ей зачастую придется медленно брести, стараясь не наткнуться на декорации. Для нее зажигали самый сильный прожектор, чтобы Алонсо видела центр сцены. Особые проблемы были с незнакомыми сценами. Так, в течение первых гастролей в Советском Союзе в 1957 году она трижды ранила себе лицо. Один из таких случаев произошел в Киеве. Во время спектакля «Лебединое озеро», перебегая из одной кулисы в другую между актами, балерина наткнулась на декорации и в результате поранила себе лоб. Спектакль хотели прекратить, но Алонсо решительно ответила: «Только на сцену!». И продолжила выступление. Гастроли не прекращались… Москва и Ленинград, Европа и Азия, Латинская Америка и США, Канада и Австралия.
Она всегда говорила, что секрет ее успехов — это «труд без жалости к себе». И была убеждена, что продолжительность творческой жизни танцора зависит от его дисциплинированности и воли. «Думаю, в любой профессии необходимо стремиться к совершенству. Чувствовать за это ответственность не только перед собой, но и перед народом своим», — говорила балерина.
В 1972 году Алисии Алонсо угрожала полная слепота. Пришлось делать новую операцию. Ей было уже за 50, и мало кто верил, что после этой, уже четвертой по счету, операции она вернется на сцену. Но Алонсо вернулась! И продолжила свои триумфальные выступления.
А в течение 13 дней Х Гаванского международного фестиваля балета в 1986 году 65-летняя Алонсо исполнила множество постановок, воплотив на сцене трагические образы Медеи, Жанны д`Арк, Джульетты, Иокасты и комический образ Веселой вдовы. Мало того, она еще и продемонстрировала интереснейшую серию четких и стремительных фуэтэ по диагонали, что вызвало в зале продолжительнейшую овацию.
Последнее выступление Алонсо в поставленном ею самой балете «Бабочка» состоялось в 1995 году, когда балерине исполнилось 75 лет. Всего за два года до этого она еще танцевала в «Жизели».
А сейчас… Жизнь продолжается!
89-летняя почти не видящая Алонсо продолжает руководить Национальным балетом Кубы (который, кстати, является одной из самых авторитетных школ классического танца в мире), ставит новые спектакли, возит труппу на гастроли.
Конечно, кое-кто ворчит на тему политической марионетки в руках Фиделя, засидевшейся в своем кресле, но это ворчание тонет в возгласе общего восхищения ее талантом. Балерина стала настоящим символом Кубы.
А еще Алонсо иногда исполняет пластические зарисовки руками и ногами, не поднимаясь с инвалидного кресла. «Теперь я танцую руками, — говорит она. — А еще вернее сказать, что я танцую сердцем. Танец живет в моем теле, и я ничего не могу с этим поделать».
(Иллюстрация с сайта Wikimedia Foundation)
См. также:
|
|
|